Особенности лечебного голодания для детей.
Голодание как один из методов лечения применялся врачами еще в глубо-
кой древности.
> Древние и современные врачи - сторонники лечебного голодания
Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) считал, что у больного лучше отнять
пищу. Он писал: "Кормление больного - это под кармливание болезни". Плу-
тарх (45-127 гг.) говорил, что лучше лечиться голоданием, чем принимать
лекарство. Голоданием лечил больных черной оспой знаменитый врач Авицен-
на. В современной медицине многие врачи являются сторонниками голодания
как одного из наиболее эффективных методов лечения. Некоторые врачи счи-
тают, что если нельзя вылечить больного голоданием, то ему нельзя помочь
ничем. Многим известны имена доктора Поля Брэгга и доктора Герберта Шел-
тона - наших современников, теоретиков лечебного голодания. Думаю, что
сегодня всем доступны их книги и нет надобности их пересказывать.
> Отечественный опыт
В нашей стране в одной из московских клиник широко проводилось лече-
ние голоданием у больных с различными психосоматическими заболеваниями
профессором Ю.С.Николаевым. В его (с соавторами) книге "Голодание ради
здоровья" обобщен многолетний опыт применения данного метода. В послед-
ние десятилетия в Москве и в Санкт-Петербурге открылись специализирован-
ные отделения для лечения методом голодания больных с бронхиальной аст-
мой, гипертонией, ожирением.
Однако в известных публикациях речь идет преимущественно о взрослых,
поэтому здесь хотелось бы рассказать прежде всего о собственном опыте
лечения голоданием детей.
В своей практике я не пробовала проводить у детей длительные курсы
голодания, так как при этом необходимо постоянное наблюдение врачей,
особенно в кризисные 9-10-й дни. Очень трудно не только провести с ре-
бенком длительное голодание, но, особенно, организовать правильный выход
из него. Затруднительна для детей сама длительность голода, как правило,
они не могут терпеть его долго. Трудности связаны и с необходимостью по-
стоянного клизмирования при длительном голодании.
> Наилучший режим голодания для детей
Наилучший режим голодания для детей - это короткие 24-часовые посто-
янные "голодные дни" один раз в неделю или один раз в 10 дней. В отличие
от длительных курсов лечения прогресс наступает медленнее, но улучшение
более стабильно. Этот метод - щадящий. Да и сами дети стихийно прибегают
к этому методу при различных токсикозах, острых заболеваниях желудочно-
кишечного тракта и других тяжелых состояниях.
С большой эффективностью метод 1-2-дневного голодания проводился у
почечных больных, особенно с ярко выраженным отечным синдромом. Отеки на
фоне постельного режима и отсутствия пищи (но не питья!) сходили у детей
интенсивно, иногда без применения лекарственных препаратов.
Никогда не пробовала лечить детей голоданием без питья, на сухоеде-
нии. Мне всегда казалось, что подобный метод может только повредить ре-
бенку.
> Голодание при желудочно-кишечных заболеваниях
Как применять голодание при острых поражениях желудочно-кишечного
тракта у детей? Мне кажется, каждой маме полезно знать, как лечить ре-
бенка с любым острым желудочно-кишечным заболеванием. Всегда надо начи-
нать лечение с голода. Не уговаривайте себя: "Лучше покормлю ребенка, а
то он похудеет. Может быть, рвота или жидкий стул - это случайность!"
Думать так - большая ошибка. Как правило, если сразу не снять питание,
состояние ребенка только утяжелится.
И еще: не стоит давать ребенку в первые дни болезни при жидком стуле
закрепляющие лекарства, даже травы. Понос может перейти в свою противо-
положность. А состояние малыша ухудшится, так как несварение, которое
может быть вызвано самыми различными причинами (перекорм, перегревание,
неправильное назначение прикорма, недоброкачественные продукты и, нако-
нец, инфекция) останется. В результате через 1-2 дня отсутствия стула
состояние вновь может ухудшиться, появится уже высокая температура и на
ее фоне - симптомы еще более значительного поражения желудочно-кишечного
тракта.
> Сколько времени нужно не кормить ребенка?
Сколько времени нужно не кормить ребенка? Тяжесть состояния определя-
ет рвота: чем чаще у малыша рвота, тем длительнее его нужно держать без
еды, но в достаточном количестве поить. Если рвота частая, мучительная,
то поить надо маленькими порциями охлажденным питьем. Иногда малышам ка-
пают жидкость из пипетки каждые 10-15 минут. При таких тяжелых состояни-
ях лучше не кормить ребенка в течение суток. Если же состояние ребенка
вполне удовлетворительное, рвота редкая, а появился только жидкий стул,
то достаточно пропустить либо одно, либо два кормления.
> Продолжительность голодания сокращать не надо
Не старайтесь сократить продолжительность голодания. Не волнуйтесь о
потере в весе. При голодании выздоровление идет скорее, а значит, ребе-
нок скорее возвратится к своему весу.
> При голодании важно много пить!
При голодании детей надо обильно и часто поить. Можно развести глюко-
зу до 5-10-процентного раствора. Хорошо еще иногда поить ребенка физио-
логическим раствором и раствором Рингера (эти растворы готовят в апте-
ке).
> Что именно лучше пить?
Можно развести в стакане воды (200 мл) порошок "регидрон" или анало-
гичный составной порошок, рекомендованный при таких состояниях Всемирной
организацией здравоохранения:
Natrii chlorati 0,7
Kalii chlorati 0,3
Natrii bicarbonici 0,5
Glucosae 4,0
и поить ребенка этим раствором. Входящие в него хлорат натрия
(поваренная соль), хлорат калия, бикарбонат натрия (пищевая сода) и глю-
коза в таких количествах и в данном сочетании не принесут ребенку вреда.
Полезно заказать в аптеке и всегда иметь дома 10-12 таких порошков. Во-
обще, дети обычно сами выбирают необходимое им питье. Если же нет ничего
из перечисленных препаратов, то можно дать питье с соком лимона или
сильно разведенный сок любых ягод. Можно предложить компот (но не ки-
сель!) из свежих или сухих фруктов.
> Голодание грудничков
При грудном вскармливании после окончания голода не надо сразу при-
кладывать ребенка к груди. Лучше в первые сутки после голода дать ребен-
ку сцеженное грудное молоко по 10-20 мл через каждые два часа. Обяза-
тельно добавляйте какую-то жидкость, которую ребенок предпочитал в пери-
од голода. На вторые сутки можно реже кормить ребенка: через 2,5 часа -
по 40-50 мл, а при хорошем состоянии на вторые сутки можно приложить к
груди - вначале на 5 минут, а потом уже кормить 2-3 дня только грудным
молоком, продолжая поить теми же растворами. Если молока у матери недос-
таточно или ребенок находился до болезни на искусственном вскармливании,
то надо дать привычную ему пищу в виде каш без молока, печеных яблок
(также небольшими дозами) с обильным питьем глюкозы или другой жидкости.
Не стоит вводить в питание в первые дни болезни после голодания молочные
и мясные продукты. Лучше дать малышу в течение нескольких дней безмолоч-
ные каши, компоты, сухари. На фоне выздоровления при нормальном стуле
постепенно можно вводить привычную пищу.
Остальная терапия должна назначаться совместно с лечащим врачом в за-
висимости от причины заболевания и тяжести состояния ребенка.
> Аллергические болезни и голодание
При наличии хронических заболеваний показанием для голодания является
в первую очередь аллергическая патология. Хорошо поддается лечению этим
методом бронхиальная астма (на фоне водных процедур и специальной дие-
ты), кожная аллергия, поллиноз.
> Другие хронические болезни
Методом голодания можно помочь ребенку с поражением суставов (болезнь
Стилла, ревматоидный артрит, инфекционно-аллергический полиартрит). Хо-
роший эффект производят короткие курсы голодания при хроническом бронхи-
те, рецидивирующей пневмонии, а также у подростков с ожирением или с
хроническим поражением пищеварительных органов. При этом голодание долж-
но проводиться только на фоне лечения диетой и водными процедурами.
> Когда нужно очищать кишечник?
Итак, дети обычно охотно соглашаются на короткие суточные курсы голо-
дания 3-4 раза в месяц или еженедельно. Очищать кишечник при таких ко-
ротких курсах нужно только в случаях упорных запоров непосредственно пе-
ред вхождением в голод. О том, как очищают кишечник у детей, я говорила
в начале наших бесед. Напомню, что необходимо применять только гиперто-
ническую клизму!
> Выбор времени суток для начала голодания
С какого времени суток начинать голодание, с утра после завтрака или
после ужина? Это зависит от ребенка. Если ребенок с утра хорошо и охотно
ест - начинать голодание можно после завтрака. Если же он охотнее ест в
вечерние часы - голодание лучше начать после ужина.
> Что есть при входе в голодание и выходе из него?
Для того чтобы вам было легче организовать выход из голодания, можно
последнее питание до начала голода и первое после него сделать одним и
тем же. Какие блюда стоит рекомендовать для входа и выхода из голодания?
Многое зависит от времени года. Летом хорошо предложить любые овощные
салаты: из помидоров с подсолнечным маслом (только не зеленые огурцы!),
или тертую морковь с зеленью и небольшим количеством меда. Можно дать
любимые фрукты или ягоды. Если есть возможность, то вместо салата или
фруктов хорошо сделать свежий сок. Если у ребенка склонность к повышению
желудочной секреции, то лучше дать не разведенный водой сок, а сок, сме-
шанный либо с отваром из овса ("геркулеса"), либо с отваром из льняного
семени. Через 15-20 минут можно предложить любую кашу без молока
(гречневую с зеленью, овсяную с изюмом, рисовую с сухофруктами). Если же
зимой и весной грудно со свежими соками, фруктами и палатами, можно
предложить отвар из сухофруктов (детям старше года можно дать и вареные
сухофрукты), а потом кашу. Следите, чтобы дети хорошо прожевали кашу, не
давайте сразу съесть много. На медующий после голодания день еще вельзя
давать молочную и мясную пищу. Можно есть вегетарианский суп, овощи, ка-
ши, хлеб (только не свежий!), сухари, сухое печенье.
> Важные правила
Во избежание осложнений во время голодания надо соблюдать следующие
правила.
1) Никогда не голодать в тот день, когда ребенку предстоит большая
физическая или умственная нагрузка, а также если его могут ожидать ка-
кие-то неприятности или переживания.
2) Во время голодания следует пить столько воды, сколько хочется.
Можно добавлять 1/4-1/2 чайной ложки меда на стакан или немного лимонно-
го сока. Поль Брэгг рекомендует пить только дистиллированную воду. В на-
ших условиях это практически недоступно. Можно проводить голодание про-
сто на кипяченой воде.
3) Постарайтесь побывать с ребенком в лесу, побольше походить в пар-
ке, на свежем воздухе (но не загорать!).
4) В день голодания нужно 1-2 раза принять приятный комфортный душ
или теплую ванну. Если ребенок привык к контрастным водным процедурам,
то вместо теплых лучше сделать 1-2 контрастные процедуры.
> Во время голодания возможны обострения
Иногда во время голодания обостряются боли в суставах, в желудке (при
хронических заболеваниях органов пищеварения). Эти боли преходящие. В
таких случаях следует принять теплую ванну, выпить горячей воды с медом.
> Осторожней с нагрузками!
Оберегайте ребенка во время голодания от тяжелых нагрузок. Как прави-
ло, при голодании наступает эйфория, кажется, что тебе очень легко, ты
способен на большие дела. Это чувство ложное, после тяжелых нагрузок мо-
жет наступить очень неприятное состояние в виде головных болей, дрожи,
сердцебиения. Если так случилось - не бойтесь, просто дайте ребенку
съесть немного меда и полежать в теплой ванне.
В домашних условиях я рекомендовала бы детям только короткие голода-
ния. Если ребенок соглашается на такое лечение, то при соблюдении всех
необходимых условий этот метод не может повредить ребенку.
Профилактические привывки.
Очень часто родители спрашивают: стоит ли делать детям профилактиче-
ские прививки? Не лучше ли предоставить малышу переболеть детскими ин-
фекционными болезнями, такими, как корь, коклюш и другие, пока он еще
мал? Ведь многие знают, что у взрослых эти болезни протекают гораздо тя-
желее. Не окажет ли прививка отрицательного воздействия на организм ре-
бенка? Ведь и сроки иммунитета, т.е. невосприимчивости к болезни после
различных прививок не так уж и длительны (в среднем 2-5 лет).
> Положительная роль прививок в прошлом
Итак, нужны ли профилактические прививки? Мы знаем, какие страшные
смертельные болезни существовали раньше. Эпидемии чумы, черной оспы ох-
ватывали города, страны, целые континенты. Население зачастую вымирало
полностью, выздоравливали единицы... Однако сейчас эти заболевания почти
не встречаются. Так, последние случаи заболевания черной оспой были за-
регистрированы в 70-х годах, в связи с чем и были отменены обязательные
прививки против оспы у нас и за рубежом. Именно профилактические привив-
ки во всех странах избавили человечество от этих страшных инфекций.
Впервые профилактические прививки были сделаны английским врачом
Э.Дженнером в конце XVIII века. В это время еще не было ничего известно
ни об иммунитете, т. е. о защитных силах организма против инфекций, ни о
том, как можно уменьшить восприимчивость человека к болезни. Не знали
ничего и о возбудителях инфекционных болезней - вирусах, микробах. Сле-
довательно, в то время не могли знать и о том, что введение в организм
ослабленных или убитых возбудителей инфекционных болезней приводит к ин-
тенсивной выработке специфических защитных антител, что и предохраняет
человека от заболевания. Не было теоретических знаний основ иммунитета,
но была наблюдательность и интуиция замечательного доктора. Дженнер за-
метил, что женщины-коровницы никогда не болеют черной оспой. А ведь они,
ухаживая за коровами ежедневно, встречаются со скотиной, болеющей
"коровьей" оспой. Тогда доктор привил людям содержимое пузырьков
"коровьей" оспы и доказал, что у привитых вырабатывается невосприимчи-
вость к натуральной оспе. Материал, взятый из пузырьков "коровьей" оспы,
назвали вакциной от латинского слова "vaccina" - в переводе: "коровья".
Много лет спустя, по предложению Лун Пастера, все препараты, предупреж-
дающие заболевания, стали называть вакцинами. Так впервые 200 лет тому
назад была найдена защита от эпидемий черной оспы.
> Успехи прежних вакцинаций
Уже в наше время с успехом были ликвидированы такие страшные инфекци-
онные болезни, как дифтерия и полиомиелит. После начала вакцинации детей
против полиомиелита совершенно исчезли самые страшные - паралитические -
формы заболевания. Дифтерия почти полностью исчезла в Москве в начале
60-х годов. Единичные случаи встречались и впоследствии, но они были
привозными - "вокзальная" дифтерия. Однако в настоящее время дифтерия
появилась вновь. Основная причина появления этого заболевания в Москве и
других городах - это миграции больших групп населения в результате тех
катаклизмов, которые сейчас имеют место в нашей стране. Есть и другие
причины: многие московские дети не получают прививок из-за различных за-
болеваний. У большинства взрослых людей также исчез иммунитет к этому
заболеванию. Все эти причины создали почву для новой вспышки дифтерии в
наше время вначале среди взрослых, а затем и среди детей.
> Прививки небезопасны, но все же нужны
Итак, нужно ли делать детям прививки? Да, нужно. Особенно против диф-
терии и полиомиелита. Оказывают ли прививки отрицательное влияние на ор-
ганизм ребенка? Безусловно, они не безопасны. Работая большую часть сво-
ей врачебной жизни в стационарах, я не раз встречалась с прививочными
осложнениями. Именно врачи стационаров чаще всего наблюдают реакции или
заболевания, возникающие после введения вакцин. Участковые педиатры, как
правило, отсылают таких детей в больницу для постановки диагноза и лече-
ния. Во всех случаях послепрививочных осложнений, которые я видела, на-
рушались те или иные правила - инструкции по прививочному делу, имеющие-
ся под рукой каждого врача. Приведу несколько примеров.
> Пример: энцефалит после прививки от оспы
В больнице им. Русакова я наблюдала очень тяжелого больного с энцефа-
литом (воспалительный процесс в мозге), причиной возникновения которого
была профилактическая прививка против оспы. Эту прививку сделали малышу,
у которого были признаки повышения внутричерепного давления после родов.
Стоило только подождать с прививкой до 1-1,5 лет, как написано в инст-
рукции, - "вакцинацию начинать не ранее чем через 12 месяцев после ис-
чезновения патологических симптомов и только после заключения невропато-
лога" - и не было бы такой беды. Этот ребенок после 6 месяцев стал хоро-
шо развиваться, и врач, в нарушение инструкции, решил сделать прививку,
несмотря на симптомы, имевшие место в первые месяцы жизни малыша.
> Еще пример: осложнение после прививки от дифтерии
Другой пример - тяжелое осложнение после прививки против дифтерии у
ребенка с экссудативным диатезом. Ребенок из семьи, где мать и бабушка
страдали экземой. У малыша был неярко выражен экссудативный диатез. Как
сказано в инструкции? "Прививать через 6 месяцев после исчезновения кож-
ных изменений". Первую вакцинацию он перенес хорошо, однако мать отмети-
ла, что у малыша стали появляться ночью кратковременные приступы затруд-
ненного дыхания. После второй вакцинации развился приступ бронхоспазма,
усилились кожные проявления аллергии; ребенка пришлось госпитализиро-
вать.
> Третий пример : полиомиелит после... прививки от полиомиелита
Следующий пример: мальчик лечился в больнице в связи с хроническим
желудочно-кишечным заболеванием. При обследовании обратили внимание на
походку ребенка: было впечатление, что он перенес паралич. Мать расска-
зала, что хромота у ребенка появилась после прививки против полиомиели-
та. По-видимому, возник так называемый "вакциноассоциированный" полио-
миелит, т.е. заболевание, вызванное прививкой, сделанной сразу после
обострения хронического заболевания пищеварительного тракта. Живая вак-
цина против полиомиелита (вакцина Сэйбина), котором прививают у нас и за
рубежом, не должна вводиться детям во время острых желудочно-кишечных
заболеваний и в периоде обострений хронических болезней. Следует выле-
чить ребенка, а вакцинацию провести через 1-1,5 месяца после выздоровле-
ния. В больном кишечнике живой вирус полиомиелита может начать размно-
жаться и вызвать заболевание.
> Четвертый пример: аллергический миокардит после вакцинации
Наблюдала я и девочку трех лет, которая лежала в нашем отделении с
аллергическим миокардитом, возникшим после вакцинации, сделанной на фоне
остаточных явлений острой респираторной инфекции. В прошлом у ребенка
отмечались аллергические реакции типа отека Клинке. Вакцинацию после
острых инфекций респираторного тракта можно начинать только через месяц
после выздоровления.
Можно было бы привести еще много других примеров, но все они свиде-
тельствуют о том, что послепрививочные осложнения связаны в основном да-
же не с качеством самих вакцин, а с нарушением всем известных инструкций
по проведению профилактических прививок.
> И еще пример: недопустимая повторная прививка
А недавно мне пришлось консультировать мальчика пяти лет, до послед-
него времени не прививавшегося в связи с отставанием психомоторного раз-
вития. Летом ребенок перенес дизентерию. Осенью он поступил в детский
сад, где настоятельно требовали сделать прививки. Мать согласилась на
прививку против дифтерии, и ее сделали в присутствии матери. А на сле-
дующий день ребенку вновь повторили уже без матери! По-видимому, забыли
записать накануне, что прививка была сделана. Я спросила у мамы, знают
ли об этом недопустимом случае в поликлинике, к которой относится дет-
ский сад. Нет, сказала мама, никому ничего не говорили.
> Послепрививочные осложнения скрывать не следует!
Мне скажут, что это несчастный и единичный случай, и его не надо афи-
шировать. Я думаю, что это не так. Мне кажется, что надо разбирать все
случаи послепрививочных осложнений, разбирать в присутствии всех врачей
района, а не скрывать их. Так же, как в больницах всегда разбирают и
анализируют все тяжелые исходы заболеваний. Если бы каждый случай ослож-
нений подробно разбирали в поликлиниках, на районных конференциях вра-
чей, то участковому врачу было бы значительно легче работать.
> Врач не должен бояться обвинений в невыполнении прививок!
Я хорошо понимаю все сложности работы участкового врача, ведь все мы
знаем, как наше начальство обычно ругает врачей, у которых многие дети
не привиты. Их обвиняют и в равнодушии, и в неумении уговорить мать, и в
других недостатках. Зачастую такого врача ругают на собраниях в присут-
ствии медсестер и других врачей. И доктор, естественно, избегает подоб-
ной ситуации, тем более, что о случаях тяжелых осложнений он ничего не
знает. Если бы все недостатки в организации выполнения прививок вскрыва-
лись, то и заведующие отделениями требовали бы от участковых врачей не
количество прививок, а их качественное выполнение.
> Важность контроля за прививками
Вспоминаю, сколько тяжелых минут я пережила из-за прививок в первый
год работы на участке. У меня была участковая сестра с большим стажем
работы. Я очень ее слушала, всегда с ней советовалась. Участок был боль-
шой (около 3 тысяч детей), с большой территориальной протяженностью. Вы-
зовов было много. Я едва справлялась с лечебной работой, а профилактиче-
скую предоставляла своей сестре. В то время прививки делали сестры на
дому (без врача). Наш участок был передовым, все прививки сделаны, все
новорожденные сестрой обслужены. На всех собраниях моя участковая сестра
ставилась в пример. А потом оказалось, что все ее записи были "липой".
Ее сняли с работы на участке, а мне дали урок на всю жизнь. Нас разбира-
ли на всех собраниях. Повредило ли это мне? Нет. Я училась работать. И в
последующие годы работы в стационаре всегда жестко проверяла, как выпол-
няют сестры мои назначения. При подготовке к внутривенным процедурам ни-
когда не начинала вводить лекарство, пока не просматривала все, что се-
стры мне подавали. Урок был на всю жизнь.
К сожалению, и по сей день нарушение правил и инструкций при выполне-
нии прививок нередко оказывается обычным делом в лечебных учреждениях, а
ведь их несоблюдение порой грозит детям смертельной опасностью.
> Нужно ли "смелее" делать прививки?
Сейчас многие врачи считают, что надо "смелее" делать прививки против
дифтерии в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой по
этой инфекции. Но тогда почему же так строго нужно соблюдать сегодня
прививочный график? С этим вопросом я сейчас сталкиваюсь очень часто.
Мама хочет сделать малышу прививку против дифтерии, а ей говорят, что
вначале полагается сделать против туберкулеза. Известно, что интервал
между этими вакцинациями должен быть не меньше двух месяцев. Известно
также, что противодифтерийный иммунитет возникает чаще после второй вак-
цинации (должна проводиться через 45 дней после первой). Следовательно,
во время эпидемии дифтерии прививка против нее откладывается в среднем
на 2-3 месяца. А если учесть тот факт, что непривитые дети - это дети,
прививки которым не делались, как правило, из-за частых болезней, и они
могут в этот срок снова заболеть, то прививка откладывается еще на дол-
гое время. Правильно ли это? Не нужно ли сейчас нарушить обычный график
с тем, чтобы большее число детей защитить от дифтерии? К тому же многие
врачи считают, что прививка против туберкулеза - не основная, а только
вспомогательная мера борьбы с этим заболеванием. В то же время все мы
знаем, что вакцинация против дифтерии эффективна. У нас уже был опыт
полного исчезновения этой страшной инфекционной болезни у детей в тече-
ние почти 30 лет.
> Нельзя делать прививки непосредственно перед поступлением в садик
И еще, мне кажется, родителям необходимо знать следующее: нельзя де-
лать прививки и сразу же отдавать ребенка в детское учреждение. Дети
должны адаптироваться к новым условиям жизни. Обычно в периоде адаптации
после поступления в садик они начинают часто болеть. И, как правило, не-
возможно довести вакцинацию до конца из-за бесконечных простудных забо-
леваний. А если и доводим, то рискуем либо получить осложнения на при-
вивки, либо не получить у ребенка желаемого иммунитета к инфекциям. Луч-
ше сделать прививки за несколько месяцев до поступления в садик. Тогда
период адаптации ребенка к новой среде пройдет легче. Этим же мы предо-
храним ребенка от прививочных осложнений.
> Опасен компонент АДСМ!
Ослабленным детям лучше делать прививку вакциной, в которой не содер-
жится противококлюшный компонент (АДСМ), так как большинство врачей счи-
тает, что именно с этим компонентом чаще всего связаны неблагоприятные
реакции на прививку.
> После прививки
После любой прививки у ребенка в течение 2-3 суток может быть неболь-
шое повышение температуры, вялость, раздражительность. Ребенок как бы в
легкой форме переносит инфекцию. В течение этих дней стоит оставить его
дома, дать возможность побольше полежать в постели, не перекармливать,
много поить. Любые процедуры, а также походы в баню, физкультурные заня-
тия, экскурсии лучше отложить в среднем на 6-7 дней.
> Выводы
Заканчивая беседу о прививках, еще раз хочу повторить:
1) в сегодняшней ситуации, сложившейся в нашей стране, делать привив-
ки детям необходимо (особенно против дифтерии и полиомиелита);
2) только соблюдение всех правил прививочного дела гарантирует разви-
тие иммунитета у ребенка и позволяет избежать прививочных реакций и при-
вивочных осложнений.
Закаливание детей.
Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятным
воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения,
перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается за-
болеваемость.
> Сравнительная действенность воды и воздуха
Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздуш-
ными или водными процедурами. Вода обладает более сильным действием на
организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26 граду-
сов приравнивается к воздействию вовдуха с температурой около 5 градусов
> Как возникает простуда?
У незакаленного человека сосуды носоглотки от холода суживаются, и
кровоток ухудшается. Вообще, организм человека устроен так, что при нор-
мальном кровообращении никакой вирус не пройдет в клетку. Простуда начи-
нается тогда, когда нарушается кровоток в верхних дыхательных органах.
Вот тут все те вирусы, которых так много вокруг нас, проникают в клетку.
Вирусы - паразиты. Они могут жить и размножаться только внутри клетки.
Пораженная вирусом клетка погибает и отторгается. На эту поврежденную
поверхность уже вторично воздействует бактериальная инфекция.
> Что дает закаливание?
Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть
до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале су-
живаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происхо-
дит такое изменение реакции сосудов - через месяц, полгода или неделю? У
каждого ребенка это индивидуально.
Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоян-
ность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивно-
сти. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, напри-
мер, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не
снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эф-
фекта от такого закаливания не будет.
Самая трудная задача - установить первую нагрузку для малыша. Она не
должна быть слабой, ибо тогда она не эффективна; она не должна быть
чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет
иммунитет, а перед нами стоит обратная задача - его усилить.
> Что такое иммунитет?
Что такое иммунитет и какова его роль в организме? Иммунная система
человека "распознает" все вредные и чужеродные вещества, проникающие в
организм, и создает защиту против вирусов и бактерий, предупреждает раз-
витие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в основном на
этапе внутриутробного развития и заканчивает свое формирование примерно
на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном
вскармливании, то через молоко матери он получает защитные вещества, и
таким образом усиливается еще не совсем совершенный собственный иммуни-
тет. Хуже, если малыш лишен материнского молока: он чаще и тяжелее боле-
ет. Такие дети особенно нуждаются в закаливании.
> Врожденные и приобретенные нарушения иммунитета
Существуют врожденные и приобретенные нарушения иммунитета. При пер-
вых может родиться ребенок с врожденным нарушением всей иммунной системы
или ее частичным поражением. Такие дети уже с рождения беспрерывно боле-
ют. В первые месяцы жизни их необходимо обследовать в специализированных
клиниках. При вторых ребенок рождается здоровым, однако в дальнейшем бо-
лезни, психические травмы, любой стресс могут быть причиной поражения
иммунной системы.
> Позднее прикладывание к груди ослабляет иммунитет!
Считают, что у новорожденного возникает стресс при отрыве его от ма-
тери сразу после родов, при позднем прикладывании его к груди. В резуль-
тате этого ребенок вырастает с низким уровнем иммунитета, подавленный,
не способный к активной полноценной жизни и во взрослом состоянии более
подверженный болезням цивилизации: раку, инфаркту, гипертонии и т.д.
> Иммунитет и стресс
Какие изменения возникают в организме при стрессе? Один из крупнейших
мировых физиологов Ганс Селье показал, что чем бы ни был вызван стресс,
какая бы ни была его причина, реакция организма на него всегда однотип-
на. Она выражается в том, что вначале все силы организма мобилизуются,
чтобы выжить, в том числе и иммунитет, а по прошествии времени наступает
вторая фаза - фаза истощения (ее даже называют фазой повреждения). В
этой фазе все защитные силы организма истощаются, и на этом фоне появля-
ется множество различных заболеваний.
> Осторожней с моржеванием и "нроныриванием"!
Подобные реакции у детей я наблюдала иногда при моржевании и особенно
часто при так называемом "проныривании". Эти реакции выражались в том,
что дети были или очень беспокойны (кричали днем и ночью) или, наоборот,
были пассивны (плохо или слабо контактировали с окружающими). Особенно
же поражало состояние их пищеварительной системы. По-видимому, стресс в
первую очередь снижал выработку ферментов, из-за чего наблюдались сле-
дующие симптомы: вздутие живота, дисфункция кишечника (запор или понос),
как следствие - плохая прибавка в весе. Таким образом, имело место одно-
временное поражение нервной и пищеварительной систем. Не могу утвер-
ждать, что такие нарушения встречаются у всех детей, подвергшихся морже-
ванию и "проныриванию", но среди моих пациентов подобные факты не могли
не остановить моего внимания.
Иммунологическая лаборатория Московского института педиатрии и дет-
ской хирургии под руководством доктора Д.В.Стефани начинала сотрудниче-
ство с группой, занимавшейся по системе клуба "Здоровая семья" и практи-
ковавшей моржевание детей. Сотрудники лаборатории обследовали нескольких
детей и обнаружили, что у некоторых из них показатели иммунитета ухудша-
лись. По-видимому, моржевание являлось для этих детей мощным стрессовым
фактором. К сожалению, не представилось возможности выяснить, какие
именно особенности детей предопределили ухудшение. После получения пер-
вых же результатов группа прекратила сотрудничество с лабораторией.
> Учение о стрессе И.А.Аршавского
Кроме стрессовых реакций, изучены реакции организма на более слабые
раздражители. Оказывается, что если раздражитель не сильный, не стрессо-
вый, то при постоянном воздейсткии и постепенном увеличении его силы им-
мунитет возрастает и совершенствуются все системы, обусловливающие хоро-
шую устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию ученый-
физиолог И.А.Аршавский определяет как "физиологический стресс" в отличие
от повреждающего "патологического стресса". Исходя из исследований лабо-
ратории И.А.Аршавского, организм в момент рождения хорошо справляется с
перепадом температур. На протяжении внутриутробного периода ребенок раз-
вивается при температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в мо-
мент рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 20-
22 градуса. Несомненно, что тренировать в нем эту способность стоит и
дальше. А мы нередко начинаем кутать ребенка.
> Тугое пеленание вредно!
Полезно знать, что новорожденный способен сохранять температуру тела
за счет повышения мышечного тонуса. Посмотрите, как он сгибает ножки,
притягивает ручки к туловищу. Повышение тонуса мышц у новорожденного -
это полезная компенсаторная реакция. Вот почему вредно тугое пеленание и
все упражнения, снижающие тонус сгибателей у новорожденного. С учетом
этих возможностей новорожденного и строится система закаливания, которую
мне хочется вам предложить.
> Закаливание можно начинать с рождения
Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения. Надо
только сначала показать ребенка врачу. Если малыш здоров и врач не нахо-
дит у него никаких признаков поражения нервной системы, если он хорошо
сосет и постоянно прибавляет в весе, то спокойно начинайте закаливание.
...Итак, родился ребенок. Если роды прошли нормально и ребенок здо-
ров, если за первые 4-5 дней потерял в весе не больше 200 г, и если в
последующие дни идет прибавка в весе, то уже на 6-7-й день, после осмот-
ра врачом, можно предложить разные варианты закаливания.
> Три варианта закаливания
Первый вариант закаливания. Мы купаем ребенка при обычной температуре
человеческого тела - 36,6 градуса. Ему приятно и хорошо, он расслабляет-
ся, хорошо себя чувствует. В это время мы готовим ему первое обливание в
кувшине или другом сосуде на десять градусов холоднее, т.е. примерно 26-
градусной водой. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони
спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную во-
ду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем
в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут начинаем его одевать.
Каждые три дня снижаем температуру обливания на один градус и доходим до
температуры воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо.
Вначале от неожиданности они могут закричать, но после согревания в пе-
ленках быстро успокаиваются, хорошо сосут и спокойно засыпают.
Второй вариант закаливания. Во время туалета малыша (несколько раз в
день) обмываем теплой водой ягодицы и ноги. При этом стараемся, чтобы
ноги стали теплыми. Потом быстро обмывам их холодной водой из-под крана.
Затем так же, не вытирая, заворачиваем ребенка в теплые пеленки.
> Холодной водой надо обливать только теплого ребенка!
Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают
теплого ребенка. Я вспоминаю, как наблюдала закаливание детей "по инст-
рукции" в детских яслях, где работала в первые годы своей врачебной
практики. Детей приводили с прогулки и сразу же поливали им ножки, за-
тем, в соответствии с инструкцией, температуру воды через определенное
количество дней постепенно снижали. Однако дети непрерывно болели. В чем
же было дело? Никто не обращал внимания на то, что после прогулки, осо-
бенно зимой, ноги почти у всех детей были холодные, так что их обливали
практически теплой водой.
> Как начать закаливание ребенка старше года?
Как быть, если ребенку уже больше года, а вы до сих пор не закаливали
его? Начинать закаливание можно в любом возрасте. Для этого пригоден,
например, контрастный душ. Сначала вы ставите малыша или, лучше, стано-
витесь с ним сами под теплую воду, хорошенько разогреваетесь. Если ребе-
нок требует горячей воды - пусть будет горячая. Вначале разогрейте ре-
бенку ступни, ладони и спину. В первую очередь - воротниковую зону спи-
ны. Потом вы говорите малышу: "Ну, давай с тобой станем под дождик". Об-
ливаете ступни, ладони и очень быстро - воротниковую зону холодной водой
и - снова под горячий душ. Потом опять кратковременное холодное облива-
ние. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а
заканчивайте холодным обливанием. Если у вас есть время, делайте до семи
контрастных смен температуры. После процедуры перед одеванием не выти-
райте ребенка, а закутайте на несколько минут.
> Ребенок не должен бояться!
Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или после
школы, часов в 6-7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь,
чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок
боится, чтобы не превратить все это в стрессовую ситуацию. В таком слу-
чае контрастные обливания лучше проводить в форме игры.
Предлагаемая процедура может быть использована и в детском саду. Ста-
вятся три-четыре таза с горячей водой и столько же с холодной. И дети
перебегают от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур надо
выдерживать и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.
Третий вариант закаливания. Ребенок вечером купается в ванне. Дайте
ему посидеть в ванне столько времени, сколько он хочет, можно с игрушка-
ми. Пусть он согреется в теплой воде. Дети обычно любят расслабиться и
полежать в ванне. Или пусть он греется под душем сколько хочет. А потом
скажите ему: "Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по
лужам". И тут возможны такие игровые ситуации: или вы открываете холод-
ную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз,
а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если
ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить
тазик с холодной водой и сказать: "А ну, давай с тобой по лужам побега-
ем!" И вот из теплой ванны - в холодный таз (или "под дождик"), а потом
- опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И -
снова в холодную. И так не менее трех раз. После последнего холодового
воздействия так же укутайте ребенка в простыню и в одеяло, подержите
его, не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его в ночную одежду и
положите в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо по-
степенно изменять за счет увеличения времени холодовых воздействий. Впо-
следствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а
нередко вообще отказывается от горячей воды.
> Контрастные процедуры не следует прерывать и во время болезни!
Итак, лучше начинать с контрастных процедур. Их не стоит прерывать
даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздо-
ровлению.
Я знаю одну замечательную маму. Она начала закаливать малыша с рожде-
ния. Он очень редко болел. Однажды она позвонила мне и спросила, что на-
до делать с ребенком: у него появилась небольшая температура, насморк.
Она хотела сделать контрастные обливания, а он отказывается от них и
требует только холодные. Значит, нагрузка для него была уже недостаточ-
ной. Дети начинают это чувствовать и сами проявляют инициативу. В этом
случае мы с мамой решили сделать так, как просит ребенок. Мальчик доста-
точно быстро выздоровел и в последующем при заболеваниях сам обливался
холодной водой.
Полагаю, что для успешного закаливания не стоит останавливаться на
одних контрастах. Для некоторых детей можно предложить следующий вари-
ант: перед пробуждением ребенка в ванну заранее наливается холодная во-
да. Как только ребенок просыпается, он из постели, теплый, окунается в
ванну, затем закутывается в простыню, сразу одевается и приступает к ос-
тальным гигиеническим процедурам.
При контрастных процедурах существенно улучшается кровоток в носогло-
точной области. Поэтому при разрастании аденоидов и хронических тонзил-
литах показаны контрастные процедуры в сочетании с питанием, которое ре-
комендовано в предыдущих беседах.
> Бегание по снегу
Если ребенок привык к обливанию ступней холодной водой, то в зимний
период можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Бе-
гать надо только в тех местах, где снег чистый, при этом под снегом
должна быть земля, но не бетон и не асфальтированная дорожка. Естествен-
но, не следует стоять на снегу на балконе. Как лучше проводить эту про-
цедуру? Ребенка надо одеть так, чтобы обувь легко снималась и надева-
лась. Лучше надеть, например, спортивный костюм, шерстяные носки и ва-
ленки.
Итак, вы выходите на улицу. Сначала немного побегайте - ребенок разо-
греется. Если ваш малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у
него не холодные. Тогда можно снять валенки и встать на снег, вначале
буквально на секунды. Потом быстро вытирайте ноги от снега какой-нибудь
тряпочкой и обувайтесь начиная с той ноги, которую первой поставили на
снег. И снова побегайте в валенках. Продолжительность стояния на снегу,
вначале очень короткая, потом может увеличиваться.
> Почему холодовое воздействие на стопы закаливает?
Почему же ребенок перестает болеть после таких процедур? Происходит
следующее: сосуды стоп под влиянием холода суживаются и обязательно од-
номоментно суживаются сосуды носоглоточной области. Если человек не за-
кален - возникает острое респираторное заболевание (вирус внедряется в
клетки носоглоточной области). А у закаленного человека - наоборот, в
ответ на холод происходит вначале сужение, а потом резкое расширение
мелких сосудов стоп и, рефлекторно, - сосудов верхних дыхательных путей.
Уверена, что эта процедура доставит вам огромное наслаждение. Особен-
но, если вы будете выполнять ее всей семьей. Необязательно делать ее ка-
ждый день. Можно два раза в неделю, но с удовольствием, с радостью. Не
удивляйтесь, что через некоторое время, глядя на падающий снег, вы ощу-
тите огромное желание выйти на улицу и постоять на снегу. Особенно если
у вас неприятности или плохое самочувствие.
> О солнечных ваннах
В начале беседы я умышленно не упомянула еще один фактор закаливания
- солнечные ванны. Раньше солнечные и воздушные ванны широко использова-
ли для закаливания детей. Теперь, после Чернобыля и возможного увеличе-
ния радиации во многих местностях, к солнечным ваннам нужно относиться
более осторожно. Но все же летом надо как можно больше раздевать детей,
оставляя покрытой только головку.
> Водные процедуры на природе
Очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замеча-
тельным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как мож-
но больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пру-
ду. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бега-
ет, попадая то в тень, то на солнце. На речке не заставляйте его сразу
купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят
в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда
они не боятся воды и с удовольствием купаются.
Можно обливать детей прямо на улице. Хорошо рано утром поставить ван-
ну с холодной водой (лучше из колодца) на солнце, затем днем, перед обе-
дом, дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой,
завернуть в пеленки и унести в дом. Для детей раннего возраста, страдаю-
щих рахитом, хорошо сделать песочницу и расположить ее так, чтобы рано
утром она была на солнце, а попозже, когда ребенок выйдет на улицу, ока-
залась в тени. Ребенку очень полезно сидеть и играть на теплом песке в
тени. Спать летом в саду хорошо всем маленьким детям, но только не на
ярком солнце, а в кружевной тени деревьев.
> О пользе бани
В заключение нашей беседы я хотела бы предложить вашей семье сделать
регулярными посещения бани. Баня - замечательная закаливающая и лечебная
процедура. Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболе-
ваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани - гипертония высо-
кой степени или гипотония, тяжелое поражение почек, нервной системы,
особенно повышенное внутричерепное давление, болезни сердца.
> Когда можно в первый раз в баню?
Первый раз можно повести малыша в баню в 7-8 месяцев. Есть два вари-
анта бани: сухая (финская) и парная (русская). Определите, что вы пере-
носите лучше, и придерживайтесь своего выбора. Дети, как правило, лучше
переносят парную.
> Как действовать в парилке и после нее?
Если вы решили зайти в парилку русской бани, приготовьте заранее два-
три тазика холодной воды. Наденьте на голову себе и малышу толстые шер-
стяные шапочки и занесите его в парилку. Ребенок должен быть сухим. Луч-
ше внести его тогда, когда там немного людей, потому что шум и крик во-
обще плохо действуют на детей. С первого же раза не стоит забираться на
полки. И вообще, не надо вести его наверх насильно. Может быть, после
нескольких раз он сам поднимется повыше. Если же у вас грудной малыш, то
не торопитесь: при его крике или испуге тут же покиньте парилку. Выйдя
оттуда, надо сразу же облить и ребенка, и себя холодной водой из приго-
товленных тазиков. Потом заверните его в простынку и отдохните. Дайте
ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Процедуру по-
вторите три раза. Только после этого можно вымыть ребенка.
Посещение бани должно быть радостью для малыша. Во время отдыха по-
больше общайтесь с ним. Не заставляйте его насильно идти в парилку, не
пугайте его - только тогда вы добьетесь эффекта от данной процедуры.
> Используйте для закаливания все возможности!
Хорошо закалить городского ребенка можно и летом, и зимой. Используй-
те для этого все возможности, в том числе - зимние и летние походы в
лес, на речку, на рыбалку. Чем больше будет малыш общаться с природой,
тем спокойнее и здоровее он будет себя ощущать.