Не секрет: чем больше ребенок читает, тем легче он учится и воспитывается.

Однако приучить ребенка к чтению и сделать так, чтобы читать ему хотелось, – та еще проблема.

Во многом она решается правильным подбором литературы, которая просто обязана быть дома, чтобы ребенок всегда, в момент внезапно возникшего желания почитать, мог его грамотно удовлетворить.

Детская библиотека – понятие возрастное.

Не вовремя «подсунутая» книга может дать прямо противоположный эффект: маленькому читателю станет скучно, а дети скучного не терпят.

Помните, как отвернуло вас от прозы Пушкина в шестом классе, когда вы обязаны были прочитать «Капитанскую дочку»? Вот то-то и оно.

Детям до трех лет в качестве «домашних» можно предложить вечную классику:
Агнию Барто;
Корнея Чуковского;
Сергея Михалкова;
Самуила Маршака.

Очень осторожными стоит быть с многочисленными тоненькими книжечками, заполненными сомнительного качества стихами типа «Цо-цо-цо, цо-цо-цо, вышла цапля на крыльцо».

Чуть попозже, годам к пяти, дети начинают понимать своеобразный юмор Бориса Заходера, Даниила Хармса, Сергея Козлова (автор «Белых корабликов», которые «дождики везут»).

Пяти-шестилетние дети при правильном подходе уже начинают читать сами.

Хороши в этом возрасте замечательные маленькие рассказы Льва Толстого, «Аленушкины сказки» Дмитрия Мамина-Сибиряка, все русское народное – как без этого?

К первому-второму классу дети уже готовы к настоящим, классическим книжкам, без которых немыслим читающий ребенок:
великолепный «Карлсон» в переводе Натальи Лунгиной;
«Путешествие Нильса с дикими гусями»;
«Эмиль из Ленеберги»;
«Баранкин, будь человеком»;
«В стране невыученных уроков»;
«Приключения желтого чемоданчика».

Третьеклассники с удовольствием прочитают:
«Человека-амфибию» Беляева;
«Белый клык» Джека Лондона;
всласть похохочут над Лелей и Минькой из рассказов Зощенко.

Девочкам можно уже подсунуть осеевскую «Динку» – девчонскую книжку всех времен и народов.

Кстати, именно в младшем школьном возрасте можно приучить ребенка к Бажову – только читать его нужно родителям, вслух и с комментариями – язык пока сложен, а вот нравственный заряд бажовских сказок уникален и неповторим!

Не стоит пока заставлять читать серьезные стихи – чтобы человек понял поэзию, он все-таки должен эмоционально повзрослеть.

Время для Есенина, Цветаевой, Маяковского наступит годам к пятнадцати, а для Пушкина – ко всем двадцати. И то не для всех.

А в общем – чем чаще ребенок видит с книгой родителей, тем больше он будет читать сам! Поэтому вам, уважаемые мамы и папы, тоже маленький совет: почитайте для начала Юрия Полякова – там все про нашу с вами жизнь.